Характеристика детей с нарушениями интеллекта

Характеристика детей с нарушениями интеллекта

1. Айзенберг Б.И., Лубовский В.И. Материалы I Международного конгресса. // Дефектология. — 1982. — № 3.

2. Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности. Собр.соч. — М.,1983. Т.5.

3. Вишневская С.Е. Некоторые современнные тенденции специального образования в США. // Дефектология. — 1987. — № 2.

4. Горина Н.В., Оганесян Е.В. Современные проблемы зарубежной дефектологии. //Дефектология. — 1991. — № 1.

5. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. — М., 1995.

6. Малафеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. — М, 1996.

7. Сумарокова В А., Дементьева Н.Ф. VIII Всемирный конгресс Международной ассоциации по научному изучению умственной отсталости. // Дефектология. — 1989. — № 1.

Глава 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

§1. Особенности развития ребенка с нарушениями интеллекта в младенческом и раннем возрасте

При нарушении умственного развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказывается слабая любознательность (ориентировка) и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохая восприимчивость к новому. Это внутренние биологические («ядерные») признаки умственной отсталости (Л.С.Выготский, 1983).

Поскольку олигофрения возникает вследствие поражения центральной нервной системы (преимущественно коры больших полушарий головного мозга) на разных этапах внутриутробного развития плода или в начальный период жизни ребенка, знание особенностей раннего развития детей с нарушениями интеллекта имеет весьма существенное значение для понимания всего их психического развития.

Младенчество (от 2-х месяцев до 1-го года).

Развитие ребенка с нарушениями интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. У многих детей задерживается появление прямостояния, т.е. они значительно позднее начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Эта задержка иногда бывает весьма существенной, захватывающей и второй год жизни.

Наталья Сидорова Бондарева
Консультация «Психолого-педагогическая характеристика ребёнка с нарушениями интеллекта»

Специальное (коррекционное)образовательное учреждение ставит перед педагогами-дефектологами несколько основных задач: дать воспитанникам знания, умения, определённые навыки, воспитать у них положительные личностные качества – честность, доброжелательность к окружающему миру, любовь и уважение к труду, корригировать имеющиеся у них дефекты, подготавливая их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.Важно и необходимо всестороннее развитие детей: физическое, художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое. Все эти задачи решаются комплексно.

Для успешной работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта, педагогу важны знания и владения методикой обучения, умение установить контакт с воспитанниками, владение сведениями о возрастной психологии, а также знания об особенностях детей, посещающих образовательное учреждение. [1]

Нарушение интеллекта – это форма умственной отсталости, олигофрения (от греч. Olygos – малый, phren – ум, то есть особая форма психического недоразвития. [2]

Согласно терминологии в специальной психологии понятие «умственная отсталость» понимается как стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения коры головного мозга, наследуемого или приобретённого на разных этапах развития (генетические, внутриутробные, во время родов, постнатальные). [3]

Нарушение высших психических функций является характерной особенностью при умственной отсталости и выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания, также страдает эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

Для умственно отсталых детей характерна ограниченность представлений об окружающем мире, примитивность интересов, потребностей, мотивов. Значительно снижена активность всей деятельности. Итогом служит трудность формирования правильных отношений со сверстниками и взрослыми.

Для определения степени тяжести поражения интеллектуальной деятельности немецкий психиатрЭмиль Крепелин предложил определения:

1. Дебильность – относительно лёгкая, неглубокая умственная отсталость;

2. Имбецильность – глубокая умственная отсталость;

3. Идиотия – наиболее тяжёлая, глубокая умственная отсталость. [1]

Для детей с нарушениями интеллекта дошкольный возраст также, как и для здоровых детей, проходит в активном развитии, но оно строится на дефективной основе. У таких детей снижен познавательный интерес, перцептивные действия примитивны; наблюдается задержка в формировании сенсорных эталонов, целости восприятия. Задержка речевой функции отмечается у большинства детей с нарушениями интеллекта. Дефекты произношения сохраняются очень длительное время либо остаются на всю жизнь. Ориентировка фактически отсутствует. Резко снижен объём внимания и кратковременной памяти ребёнка. Не формируются предпосылки учебной деятельности. Довольно часто встречаются двигательные нарушения, касающиеся быстроты, точности, ловкости и выразительности движений. Изменения в физическом состоянии таких детей различны в зависимости от степени тяжести нарушения интеллекта. Например, при болезни Дауна дети, в основном, малого роста с несоразмерностью телосложения. [1]

Читайте также:  Боль в эпигастральной области после еды причины

Таким образом, дошкольный возраст для детей с нарушениями интеллекта оказывается самым началом развития перцептивного действия. Развитие восприятия происходит неравномерно, усвоенные эталоны чаще всего оказываются нестойкими. Продуктивная деятельность у таких детей вне обучения, как правило, не возникает. Социально-коммуникативные навыки общения со взрослыми и со сверстниками у детей с нарушениями интеллекта складываются совсем иначе, чем в норме. Непонимание ситуации, отражаемой в игре, трудности речевого развития ведут к тому, что такие дети в большинстве случаев оказываются отверженными во дворе, изгоями в образовательном учреждении. Но при правильно организованном врачебно-педагогическом воздействии в условиях специальных (коррекционных) учреждений, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др. отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей. Таким образом, умственную отсталость можно рассматривать не как явление необратимое, а как нарушение интеллекта, способное поддаваться коррекции.

Если рассматривать характеристику более полно, то можно разделить еёна пять основных функций развития:

Речевое развитие: В зависимости от степени тяжести интеллектуального нарушения, развитие речи запаздывает, проявляется глубокое недоразвитие. У многих детей речь не формируется вовсе. Из-за недоразвития фонематического слуха они не способны различать разницу между правильным и неправильным произношением звуков. Детям трудно выражать свои мысли, поэтому речевая активность, как и потребность, снижена. В речи отсутствует логика, ясность, выразительность. В большинстве случаев имеются грубые аномалии периферического артикуляторного аппарата. Большинство детей с тяжёлыми интеллектуальными нарушениями понимают чужую речь ограниченно.

Социально-коммуникативное развитие: Из-за трудности выражать свои мысли, затрудняется речевое общение и процесс обучения. Проявляется незрелость интересов, слабость речевых контактов, снижение интереса к окружающему миру. Интеллектуальная недостаточность затрудняет понимание и адекватное оценивание любых жизненных ситуаций. Дети чаще всего нелюбознательны, отсутствует устойчивый интерес к игровой деятельности, к отношениям со сверстниками. Часто такие дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта недружелюбны, а из-за дефицита общения всё больше развиваются отклонения в психическом развитии, что сказывается на поведении (агрессивность, неадекватность).

Художественно-эстетическое развитие: У детей с нарушениями интеллекта практически отсутствуют эстетические чувства и переживания (восхищение, радость, удовлетворение, отсутствует восприятие и понимание красивого в природе, повседневной жизни; отсутствуют навыки элементарных творческих способностей.

Физическое развитие: Моторная неловкость, снижена двигательная память, недоразвитие двигательной сферы (нарушение координации, точности и темпа произвольных движений, общая напряжённость, затруднения в переключении движений (быстрой смене поз и действий). При отсталости тормозного типа – бедность и однообразие движений, резкая их замедленность, вялость, неловкость, угловатость. При преобладании процесса возбуждения – повышенная подвижность беспорядочного характера. Затруднены тонкие дифференцированные движения рук и пальцев.

Познавательное развитие: Нарушено внимание (малоустойчиво или не привлекается вовсе, активное внимание может отсутствовать, детям трудно сосредоточиться, их внимание трудно привлечь. Часто встречаются аномалии развития органов чувств, имеются функциональные расстройства анализаторов. Восприятие поверхностное, неумение анализировать, систематизировать и сравнивать. Недоразвитие фонематического слуха, отсутствие или слабость смысловых связей, трудность их установления, инертность, узкая конкретность мышления, затруднённость общений. Недостатки мышления заметно проявляются при обучении грамоте и счёту. Сенсорное недоразвитие; замедленность и фрагментарность; нарушение зрительного и слухового восприятия. Познавательная деятельность нарушена или вовсе отсутствует. Объём памяти очень мал. Страдает как логическая, так и механическая память. Нарушено произвольное запоминание. [6]

Читайте также:  Лекарства при диабетической полинейропатии

1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. ; Под ред. Б. П. Пузанова;

2. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО/ Г. И. Колесникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2018. – 176с. – (Серия: Профессиональное образование);

3.Дефектология: Словарь-справочник /Авт. -сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. — М. : Новая школа, 1996. — 80 с. ;

4. Катаева А. А., Стребелева Е. А.Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. ––М. : «БУК-МАСТЕР», 1993. –191 с: ил. ;

5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М. : Просвещение, Владос, 1995.;

6. Сборник «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в таблицах и алгоритмах». — МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма», 2017.;

7. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Методические рекомендации «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта». – М. : Изд. «Просвещение», 2005.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 — 11 лет: 2007 г. р. — 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста Психолого-педагогическая характеристика детей младшего дошкольного возраста После младенчества начинается новый этап развития человека -раннее.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ограниченными возможностями -это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ 1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения.

Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Психолого-педагогическая характеристика игры и игровой деятельности Игра является важнейшей частью в жизни ребенка. На игру нельзя смотреть.

Психолого-педагогическая характеристика на девочку 4,5 лет Психолого-педагогическая характеристика на Машу М. 1 (4 лет 6 мес.) 1. Анамнестические данные Ребенок от второй беременности (первая беременность.

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ Психолого-педагогическая характеристика на ребенка в ДОУ. Психолого-педагогическая характеристика на Лизу (2011г. р.) (имя изменено) Проживает.

Психолого-педагогическая характеристика обучающегося ДОУ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В МДОУ Д/С №4 «СОЛНЫШКО». Д. (д/р 15.08.201*г.) посещает МДОУ д/с №4 «Солнышко» с августа.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

В соответствии с классификацией Е.И. Богдановой (Рязань, 2010) дети с нарушениями интеллекта обладают следующими характеристиками:

ü снижение интеллекта;

ü общее системное недоразвитие речи;

ü нарушение внимания (неустойчивость, трудность распределения, переключаемость);

ü нарушение восприятия (замедленность, фрагментарность, снижение объема восприятия);

ü конкретность, некритичность мышления;

ü малопродуктивность памяти;

ü недоразвитие познавательных интересов;

ü нарушение эмоционально-волевой сферы (малодифференци-рованность, неустойчивость эмоций, их неадекватность).

Соматически ребенок-олигофрен практически здоров, и олигофрения – это не болезнь, а состояние ребёнка, при котором наблюдается стойкое недоразвитие всей его психики.

Недоразвитие познавательной и эмоционально-волевой сферы у олигофренов проявляется не только в отставании от нормы, но и в глубоком своеобразии. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, иногда с резкими отклонениями. Однако это подлинное развитие, в ходе которого происходят и количественные, и качественные изменения всей психической деятельности ребёнка.

Дебилы — это дети с легкими степенями умственной отсталости. Они являются основным контингентом специальных детских садов и специальных школ для умственно отсталых учеников. Дети со средней и глубоко выраженной отсталостью (соответственно, имбецилы и идиоты) живут и воспитываются в семьях или помещаются в интернатные учреждения социальной защиты, где находятся пожизненно.

Читайте также:  Профессия дантист

Психолого-педагогическая характеристика.

Дети с органическими поражениями коры головного мозга (олигофрены) растут обычно ослабленными, нервными, раздражительными. Многие из них страдают энурезами. Им свойственна патологическая инертность основных нервных процессов, отсутствие интереса к окружающему и поэтому эмоциональный контакт со взрослыми, потребность общения с ними у ребёнка в дошкольном возрасте часто не возникает. Дети не умеют общаться и со своими сверстниками. Спонтанность усвоения общественного опыта у них резко снижена. Дети не умеют правильно действовать ни по словесной инструкции, ни даже по подражанию и образцу. У умственно отсталых дошкольников ситуативное понимание речи может сохраняться вплоть до поступления в школу.

Для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для наделения и фиксирования ярко обозначенных свойств и простейших отношений между предметами, для понимания важности того ли иного действия умственно отсталому дошкольнику требуется гораздо больше вариативных повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка.

У умственно отсталых детей-дошкольников, лишённых специального коррекционно-направленного обучения, отмечается существенное недоразвитие специфических для этого возраста видов деятельностиигры, рисования, конструирования, элементарного бытового труда.

Умственно отсталый ребенок проявляет крайне слабый интерес к окружающему, долго не тянется к игрушкам, не приближает их к себе и не пытается ими манипулировать. В возрасте 3-4 лет, когда нормально развивающиеся дети активно и целенаправленно подражают действиям взрослых, умственно отсталые дошкольники только начинают знакомиться с игрушками. Первые предметно-игровые действия появляются у них (без специального обучения) лишь к середине дошкольного возраста.

У большинства умственно отсталых детей, не посещающих специальный детский сад, не имеющих дома контактов со специалистами-дефектологами или заботливыми и разумными родителями, графическая деятельность до конца дошкольного возраста находится на уровне бесцельного, кратковременного, хаотического черкания. У умственно отсталых детей в большой степени страдает произвольное внимание. Невозможным оказывается для них сколько-нибудь длительно концентрировать внимание, одновременно выполнять разные виды деятельности.

Сенсорное развитие в предшкольном и школьном возрасте у этих детей значительно отстает по срокам формирования. Они действуют либо хаотически, не учитывая свойства предметов, либо ранее усвоенным способом, не адекватным в новой ситуации. Восприятие олигофренов характеризуется недифференцированностью, узостью. У всех умственно отсталых детей наблюдаются отклонения в речевой деятельности, которые в той или иной мере поддаются коррекции.

Развитие речевого слуха происходит у умственно отсталых детей с большим опозданием и отклонениями. Вследствие этого у них наблюдается отсутствие или позднее появление лепета. Для олигофренов характерна задержка становления речи, которая обнаруживается в более позднем (чем в норме) понимании обращенной к ним речи и в дефектах самостоятельного пользования ею. У некоторых умственно отсталых детей наблюдается отсутствие речи даже к 4-5 годам.

Большие трудности возникают у умственно отсталого ребёнка при решении задач, требующих наглядно-образного мышления, то есть действовать в уме, оперируя образами представлений. Умственно отсталые дошкольники часто воспринимают изображения на картинке как реальную ситуацию, в которой пытаются действовать. Их память характеризуется малым объёмом, малой точностью и прочностью запоминаемого словесного и наглядного материала. Умственно отсталые дети обычно пользуются непроизвольным запоминанием, то есть запоминают яркое, необычное, то, что их привлекает. Произвольное запоминание формируется у них значительно позднее – в конце дошкольного, в начале школьного периода жизни.

Отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья.

Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Фэк катаракта
Ультразвуковая факоэмульсификация катаракты, или ФЭК, — это один из самых популярных методов лечения такой патологии, как катаракта. Такая процедура проводится...
Фурасол инструкция по применению цена аналоги
По предзаказу 20 шт. В наличии 2 шт. По предзаказу 20 шт. В наличии 1 шт. По предзаказу 20 шт....
Фурацилин авексима для полоскания горла как разводить
1. Фурацилин выпускается в таблетках по 0.1 грамма (они обычно используются для приема внутрь) и в таблетках по 0.2 грамма....
Халиксол сироп для детей цена
Показания Противопоказания Способ применения и дозы Побочные действия Взаимодействие, совместимость, несовместимость Аналоги Действующее вещество Фармакологическая группа Лекарственная форма Фармакологическое действие...
Adblock detector