Этиология олигофрении

Этиология олигофрении

Олигофрения — это синдром врожденного психического дефекта, выражающийся в умственной отсталости вследствие патологии мозга.

Олигофрения проявляется прежде всего в отношении ума, речи, эмоций, воли, моторики. Термин олигофрения был впервые предложен Эмилем Крепелином. Олигофрения характеризуется интеллектом физически взрослого человека, который не достиг нормального уровня в своем развитии.

Причины олигофрении

Причины заболевания обусловлены генетическими изменениями; внутриутробное повреждение плода ионизирующим излучением, инфекционное или химическое повреждение; недоношенность ребенка, расстройства во время родов (родовая травма, асфиксия).

Причины олигофрении могут быть вызваны травмой головы, инфекциями центральной нервной системы, гипоксией головного мозга. Не последнюю роль играет педагогическое пренебрежение в неблагополучных семьях. Иногда умственная отсталость остается необъяснимой этиологией.

Генетические изменения могут вызвать олигофрению, и, согласно статистике, до половины случаев обучают по этой причине.

Основные типы генных расстройств, приводящих к олигофрении, включают хромосомные аномалии (делеция, анеуплоидия, дупликация). Хромосомные аномалии также включают синдром Дауна (трисомия хромосомы 21), синдром Прадера-Вилли, синдром Ангельмана, а также синдром Уильямса.

Причины умственной отсталости могут быть вызваны дисфункцией отдельных генов, а также числом мутаций генов, при которых степень превышает 1000.

Характеристика олигофрении

Заболевание относится к обширной группе заболеваний, связанных с нарушением развития. Олигофрения считается аномалией недоразвития психики, личности, а также всего организма пациента. Показатель олигофрении в промышленно развитых странах достигает до 1% от общей численности населения, из которых 85% с небольшой умственной отсталостью. Соотношение заболевших мужчин и женщин составляет 2: 1. Более точная оценка распространения заболевания затруднена из-за различных диагностических подходов, а также зависит от степени толерантности общества к психическим аномалиям и степени доступности медицинская помощь.

Олигофрения не является прогрессирующим процессом, однако она развивается вследствие болезни. Степень умственной отсталости определяется количественно интеллектуальным коэффициентом после применения стандартных психологических тестов. Редко олигофрения считается человеком, неспособным к социально независимой адаптации.

Классификация олигофрении

Существует несколько классификаций олигофрении. Традиционно заболевание классифицируется по степени тяжести, однако существует классификация по М.С. Певзнеру, а также альтернативная классификация.

Традиционная степень тяжести делится на следующие: дебильность (слабо выраженная), слабость (умеренная), идиотизм (сильно выраженная).

Классификация по МКБ-10 содержит 4 степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая, глубокая.

Классификация олигофрении по М.С. Певзнеру

Результаты работ М.С. Певзнера позволили понять, какова структура дефекта при олигофрении, на который приходится 75% всех типов детских аномалий, и создать классификацию с учетом этиопатогенеза, а также особенность ненормального развития.

В 1959 г. М. С. Певзнер предложила классификацию, типологию состояний, в которой она отметила три формы дефекта:

  • неосложненная олигофрения;
  • осложняется нарушением нейродинамики, что проявляется в трех вариантах дефекта: преобладание возбуждения над торможением; при выраженной слабости основных нервных процессов; в преобладании торможения над возбуждением;
  • дети-олигофреники с явной недостаточностью лобных долей.

С 1973 по 1979 годы М.С. Певзнер улучшил свою классификацию. Она выделяет пять основных форм:

  • несложно;
  • осложняется нарушенной нейродинамикой (тормозящей и возбудимой);
  • олигофрения в сочетании с нарушениями различных анализаторов;
  • умственная отсталость с психопатическими формами в поведении;
  • олигофрения с явной лобной недостаточностью.

Диагностика олигофрении

Выделяют диагностические критерии МКБ-10, для которых характерны следующие проявления:

A. Умственная отсталость, проявляющаяся в состоянии отсроченного, а также неполного развития психики, которое характеризуется нарушением способностей, которые не развиваются в период созревания и не достигают общего уровня интеллекта, включая речь, познавательные, двигательные и специальные способности.

Читайте также:  Какой глицин лучше мнение врачей

B. Умственная отсталость, развивающаяся в сочетании с любыми другими психическими, а также соматическими расстройствами или возникающая независимо.

S Нарушается адаптивное поведение, однако, при благоприятных социальных условиях, когда обеспечивается поддержка, все эти нарушения с легкой степенью умственной отсталости не имеют очевидный курс на всех.

D. Измерение IQ проводится с учетом непосредственно кросс-культурных характеристик.

E. Определение степени тяжести поведенческих расстройств при условии отсутствия сопутствующих (психических) расстройств.

Классификация Е.И. Богдановой

  • снижение интеллекта
  • общее системное недоразвитие речи
  • нарушение внимания (сложность распределения, нестабильность, переключаемость)
  • нарушение восприятия (фрагментация, медлительность, снижение восприятия)
  • некритическое мышление, конкретность
  • низкая производительность памяти
  • неразвитость познавательных интересов
  • нарушения в эмоционально-волевой сфере (нестабильность эмоций, низкая дифференциация, их неадекватность)

Трудности в диагностике олигофрении возникают, когда необходимо отграничить ранние проявления шизофрении. Пациенты с шизофренией, в отличие от олигофреников, имеют частичную задержку развития, поэтому клиническая картина демонстрирует проявления, характерные для эндогенного процесса — аутизм, кататонические симптомы, патологические фантазии.

Степени олигофрении

Одна и та же причина может вызывать разную степень олигофрении у людей. В настоящее время, согласно МКБ-10, отмечается 4 степени олигофрении.

ОЛИГОФРЕНИИ

  • Общая характеристика
  • Эпидемиологическая справка
  • Этиология
  • Клиническая картина
  • Классификация олигофрений
    • Клинические формы олигофрении по выраженности слабоумия
      • Идиотия
      • Имбецильность
      • Дебильность
    • Клинические формы олигофрении, установленные по признаку этиологии
  • Отдельные формы олигофрений
    • Истинная (первичная) микроцефалия
    • Ложная (вторичная) микроцефалия
    • Синдром Рада
    • Невоидные формы слабоумия, или факоматозы
    • Фенилкетонурия
    • Гомоцистеинурия
    • Галактоземия, фруктозурия и сукрозурия
    • Энзимопатии, связанные с нарушением липидного обмена
    • Гаргоилизм (мукополисахаридоз)
    • Арахнодактилия (синдром Марфана)
    • Болезнь Лоренса—Муна—Барде—Биля
    • Болезнь Дауна
    • Синдром Шерешевского—Тёрнера
    • Синдром трипло-X
    • Синдром Клайнфелтера
    • Синдром дубль-Y
    • Рубеолярная олигофрения
    • Олигофрения, обусловленная врождённым сифилисом
    • Олигофрения, вызванная токсоплазмозом
    • Олигофрения, обусловленная листериозом
    • Гипотиреоидная олигофрения (кретинизм)
    • Олигофрения, обусловленная гемолитической болезнью новорожденных
    • Олигофрения, вызванная асфиксией плода и новорожденного, а также родовой травмой
    • Олигофрении, обусловленные ранними постнатальными инфекциями и травмами
    • Олигофрения, вызванная гидроцефалией
    • Краниостеноз
    • Олигофрения, сочетающаяся с детским церебральным параличом
  • Лечение и профилактика олигофрений
  • Реабилитация и социальная адаптация
  • Психозы у олигофренов
  • Трудовая экспертиза

Олигофрения (малоумие) — врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта. Врожденное слабоумие с признаками недоразвития (олигофрению) принято отличать от деменции — приобретенного слабоумия с распадом психической деятельности.

Общая характеристика. Олигофрения относится к обширной группе заболеваний, связанных с нарушением онтогенеза (дизонтогении). Ее рассматривают как аномалию с недоразвитием психики, личности и всего организма больного. Олигофрении — клинически однородная группа заболеваний различной этиологии, объединяемых двумя обязательными признаками: 1) психическим недоразвитием с преобладанием интеллектуальной недостаточности; 2) отсутствием прогредиентности.

Динамика олигофрений связана с возрастным развитием (эволютивная динамика) с декомпенсацией или компенсацией состояния, патологическими реакциями под влиянием возрастных кризов и различных экзогенных, в том числе психогенных, факторов.

К олигофрениям не следует относить врожденные или возникающие в детстве прогредиентные заболевания, сопровождающиеся слабоумием, остаточные явления раннего органического поражения головного мозга с деменцией, а также вторичные задержки развития, обусловленные различными физическими дефектами, поражением речи, слуха и т. д.

Олигофренами не являются малоодаренные дети и дети с временной задержкой развития в связи с истощающими заболеваниями или вследствие неблагоприятных условий среды и воспитания (социальная и педагогическая запущенность, эмоциональная депривация).

Читайте также:  Кал при гемолитической желтухе

Во многих странах олигофрения объединяется с различными формами рано возникшей деменции и задержками психического развития под обобщающим названием «умственная отсталость». Основным диагностическим критерием умственной отсталости считается количественная оценка интеллекта по стандартным психологическим тестам (интеллектуальный коэффициент — IQ). В 15-м докладе Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения по психогигиене (1967) указаны следующие критерии: легкая умственная отсталость — IQ = 50—70; средней тяжести — IQ = 35—50; резко выраженная — IQ = 20—35; глубокая — IQ меньше 20.

Эпидемиологическая справка. Умственная отсталость широко распространенна во всем мире (1—3% населения). Приблизительно 75% лиц, относимых к умственно отсталым, имеют легкую отсталость (IQ>50). Остальные, т. е. те, у кого IQ

Олигофрения – сборная группа стойких непрогрессирующих патологических состояний, с различной этиологией и патогенезом, но объединяемых по сходству основной, главной клинической картины наследственного, врожденного или приобретенного в первые годы жизни слабоумия, выражающегося в общем психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и в затруднении социальной адаптации. Впервые термин введен Крепелином. Недоразвитие интеллекта – наиболее яркое клиническое проявление олигофрений. Также хар-ны различно выраженные эмоциональные, волевые, речевые и двигательные нарушения. Основное проявление олигофрении – психическое недоразвитие – в зависимости от ее формы может сочетаться с различными физическими, неврологическими, психическими, б/хим, эндокринными и другими нарушениями. Олигофрения это патологическое состояние – результат когда-то подействовавшей вредности. Для олигофрений хар-но отсутствие прогредиентности (в этом отличие от деменции). Этиология. 1) наследственно обусловленное нарушение обмена в-в (фенилпировиноградная олигофрения, галактоземия, мукополисахаридоз) и хромосомные б-ни (б-нь Дауна, олигофрения в сочетании с врожденным ихтиозом); 2) различные инфекционные агенты, воздействующие в период внутриутробного развития или в первые годы жизни (нейротропные вирусы, бледная спирохета, менингококк, токсоплазмоз); 3) многочисленные интоксикации (появление в орг-ме токсичных продуктов вследствие нарушения ф-ции печени, почек, алкоголизма); 4) действие в период беременности лучевой энергии; 5) резус-конфликт; 6) нарушение питания развивающегося орг-ма (голодание матери, недостаток витаминов, солей и т.д., кислородное голодание); 7) недоношенность, механические травмы во время родов; 8) влияние отрицательных социально-культурных факторов. Клиника, систематика. По степени психического недоразвития всех страдающих олигофренией делят на 3 группы: 1) с наиболее резко выраженным дефектом психического развития (идиотия); 2) со средней степенью (имбецильность); 3) с легкой степенью (дебильность). 1) Идиотия – наиболее тяжелая степень задержки развития. а) при глубокой идиотии почти полностью отсутствует познавательная деятельность, больные никак не реагируют на окружающее (не реагирует на громкий звук, яркий свет, ничем невозможно задержать их внимание). Не отличают горячее от холодного, съедобное от несъедобного, все тянут в рот, сосут одежду, белье, пальцы рук и ног, не приобретает никаких навыков самообслуживания, не могут одеться и раздеться, пользоваться ложкой и вилкой, не опрятны во время мочеиспускания и дефекации, не испытывают беспокойства от мокрого белья, эмоциональные р-ции примитивны, не умеют плакать и смеяться, способны лишь к злобно-гневливым вспышкам. Двигательные р-ции бедные, примитивные, малокоординированы, поздно начинают ходить, чаще передвигаются только ползком. Речь полностью отсутствует, не понимают обращенным к ним слов, не издают членораздельные звуки; б) при средней и легкой степени имеются некоторые проявления познавательной деятельности, способны к выработке наиболее простых представлений (понимают, что нельзя трогать пламя, опускать руку в кипяток), способны различать окружающих и привязываться к ухаживающим за ними, способны усвоить элементарные навыки самообслуживания. Движения неуклюжи. Могут издавать членораздельные звуки и запоминать отдельные слова из повседневного обихода. Отмечаются разного рода дефекты произношения (гнусавость, шипилявость, пропуски слогов). Олигофрены в степени идиотии нуждаются в постоянном надзоре и уходе в специальных медицинских учреждениях.

Читайте также:  Називин спрей детский от 1 до 6 лет цена инструкция

2) Имбецильность – средняя степень задержки психического развития. Познавательная деятельность нарушена таким образом, что страдающие могут образовывать представление, но не могут образовывать понятия. Отсутствует способность к абстрактному мышлению, обобщению, в состоянии приобретать самостоятельные навыки самообслуживания (одевание, самостоятельная еда, опрятность), м.б. приучены к простейшему труду (перематывать нитки, помогать в уборке помещения, клеить коробки). Понимают простую речь и сами могут усвоить небольшой запас слов. Речь косноязычна, состоит из очень коротких стандартных фраз. Усвоение нового с большим трудом. К самостоятельному мышлению не способны, адаптация к окружающим возможно только в привычной, хорошо знакомой обстановке. Очень внушаемы, собственные интересы примитивны. Часто прожорливы и неряшливы в еде. По поведению имбецилов делят на 2 группы: первые – живые, подвижные, активные и непоседливые; вторые – вялоапатичные, равнодушные ко всему. По хар-ру делятся на добродушных, покладистых, приветливых и злобно-агрессивных и упрямых. Не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном квалифицированном надзоре, лучше в учреждениях типа лечебно-трудовых мастерских.

3)Дебильность – самая легкая степень психического недоразвития. Нарушение познавательной деятельности в неспособности к выработке сложных понятий и вследствие этого в невозможности сложных обобщений и абстрактного мышления. Преобладает конкретно-описательный тип мышления. Часто улавливают лишь внешние стороны событий. Могут учиться в школе, но усвоение материала дается им с большим трудом, особенно математики. Легко перенимают чужие взгляды. Не будучи способными к тонкому анализу и обобщению могут легко ориентироваться в обычной ситуации. При выраженной задержке общего психического развития иногда встречаются люди с частичной одаренностью. Характерная черта – выраженная внушаемость, легкое попадание под чужое влияние. Часто встречаются личности с усилением сексуальных влечений и распущенным поведением. По хар-ру м.б. добродушно-ласковыми, приветливыми, доброжелательными, либо злобно-агрессивными и мстительными, а по поведению: двигательно-возбудимыми или малоподвижными. Лечебно-педагогическая коррекция. Лечебное воздействие при олигофрении проводится в 2 направлениях: 1) медико-педагогические меры; 2) медикаментозное и диетотерапия. В ряду специальных занятий, направленных на развитие умственных способностей олигофренов большая роль принадлежит прививке трудовых навыков. Трудотерапия даже у тяжело больных олигофренией дает значительный эффект, способствует наглядному развитию речи, моторики, приобретению практических навыков. Медицинское воздействие: а) специфическое патогенетическое лечение и диетотерапия (применяется при метаболических формах олигофрении); б) общие мероприятия (применяются при любом виде заб-я) – направлены на повышение психической активности олигофренов, улучшение их соматического состояния, а при возбуждении и агрессивности на снятие этих симптомов. Независимо от формы олигофрении применяют ноотропы и поливитамины. При двигательном беспокойстве и агрессивности назначают производные фенотиазина и бутирофенона. При наличии водянки мозга – дегидратационная терапия.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 1874 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Эспумизан инструкция по применению для новорожденных сироп
Инструкция русский қазақша Торговое название Эспумизан® L капли для детей Международное непатентованное название Лекарственная форма Капли для приема внутрь (эмульсия)...
Эритроциты и слизь в моче у ребенка
Сегодня разбираемся с понятием слизь в моче у ребенка,что это значит, как лечить это состояние. Даже если малыш не жалуется...
Эритроциты человека имеют
|КРОВЬ| |ДИАГНОСТИКА ЭРИТРОЦИТОВ| |БОЛЕЗНИ ЭРИТРОЦИТОВ| |ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЭРИТРОЦИТОВ| гемолиз разрушение происходит в печени и селезёнке Эритроци́ты (кра́сные кровяны́е тельца́) — постклеточные...
Эспумизан капли дозировка взрослым
Форма выпуска, состав и упаковка Эмульсия для приема внутрь молочно-белого цвета, маловязкая. 1 мл (25 капель) симетикон 40 мг Вспомогательные...
Adblock detector