Развитие иммунной системы у детей

Развитие иммунной системы у детей

Перед тем, как поговорить о времени и стадиях формирования детского иммунитета, стоит знать, что же такое иммунитет, как работает и как образуется иммунитет у ребенка.

Иммунитет – это совокупность различных жизненных систем организма, которые направлены на борьбу с различными чужеродными инфекциями и микробами, и служит естественным щитом между организмом и окружающей средой. Иммунная система человека начинает формироваться еще тогда, когда ребенок находится в утробе матери. Таким образом, иммунная система человека начинает работать еще до рождения, что способствует тому, что ребенок не заболевает сразу после рождения.

Иммунитет делится на два вида – врожденный (неспецифический) и приобретенный (специфический). Формирование иммунной системы у детей происходит поэтапно.

Врожденный иммунитет

Как понятно из названия, врожденный иммунитет уже есть у человека с самого рождения, и именно благодаря нему новорожденный малыш защищен от негативных воздействий окружающей среды. Врожденный иммунитет начинает свою работу с того момента, как малыш появляется на свет, но несмотря на это, работает он все же не в полной мере. Иммунная система и организм формируются поэтапно, с течением времени, и именно в этот момент ребенок более всего нуждается в материнском молоке и дополнительной защите.

Как уже говорилось ранее, с самого рождения ребенка иммунная система уже в состоянии защитить новорожденного малыша от таких болезней, как бронхит, ангина, отит, воспаление верхних дыхательных путей. После проникновения инфекции в детский организм первым барьером, который становится у нее пути, является наша слизистая оболочка.

Благодаря особой кислой среде, которая не способствует развитию вредных инфекций и бактерий, инфекция не может попасть глубже в организм. При этом слизистая оболочка начинает выделять вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Таким образом именно благодаря нашей слизистой оболочке останавливаются и уничтожаются большинство возбудителей болезней и вредных микробов.

Если же инфекции и вредным микробам каким-то образом удалось миновать слизистую оболочку человека, то на ее пути встречается еще один слой защиты, а именно фагоциты. Фагоциты – это клетки, которые защищают наш организм от инфекций, находясь как в слизистой оболочке и коже, так и у нас в крови. Благодаря воздействию специальных белковых комплексов фагоциты начинают оказывать воздействие, которое уничтожает и «дезинфицирует» наш организм от воздействия различных инфекций. Данный способ защиты в 99,9% случаев останавливает любую инфекцию, что делает его не менее эффективным и действенным.

Приобретенный иммунитет

В отличие от врожденного иммунитета, приобретенный иммунитет начинает формироваться постепенно. По мере того, как мы заболеваем той или иной болезнью, наш организм с каждым разом становится все защищённее и защищённее. Обуславливается это тем, что во время болезни иммунитет вырабатывает определенные клетки, которые борются именно с этой инфекцией.

В дальнейшем при повторном заболевании организм уже знает, какие клетки необходимо вырабатывать, благодаря чему мы значительно меньше болеем и быстрее выздоравливаем. Неплохим вариантом укрепления специфической иммунной системы является вакцинирование. При вакцинации в организм человека вносятся ослабленные вирусы и инфекции, и организму справиться с ними будут намного легче, нежели он бы боролся с настоящим вирусом этой болезни.

Итак, на такой интересный вопрос, как формируется иммунитет у детей мы ответим далее.

Иммунитет у новорожденных

На протяжении всей жизни человеку приходится сталкиваться с бессчётным количеством вредных и опасных микроорганизмов, на каждый из которых организм должен выработать свое лекарство. В связи с этим, организм новорожденного ребенка наиболее уязвим, так как его приобретенный иммунитет не может дать достойный ответ болезням из-за своей неопытности.

Формирование иммунитета у плода начинает происходить примерно на четвертой-пятой неделе беременности, потому что именно в этот период начинает формироваться и печень, отвечающая за выработку В-лимфоцитов. Приблизительно на шестой-седьмой неделе начинает формироваться вилочковая железа, отвечающая за вырабатывание Т-лимфоцитов. Приблизительно на таких же сроках постепенно начинают вырабатываться иммуноглобулины.

На третьем месяце беременности лимфоциты группы В вырабатывают полный комплект иммуноглобулинов, которые и будут участвовать в защите новорожденного малыша в первые недели его жизни. Немаловажным этапом является и формирование селезенки, так как благодаря ей в организме вырабатываются необходимые нам лимфоциты. Однако, лимфоузлы, способствующие защите и задержке инородных тел в нашем организме, в полную силу начинают работать толь тогда, когда ребенку 7-8 лет.

Стоит помнить, что любые нарушения в питании, заболевание различными инфекционными болезнями в первые пять месяцев беременности оказывают негативное воздействие на формирование селезенки и печени, что чревато значительным ухудшением здоровья ребенка при рождении. Поэтому в этот опасный период нужно избегать мест скопления людей, больниц, общения с зараженными людьми.

Первый период развития

Первым критическим периодом в становлении иммунитета ребенка является непосредственный момент рождения. Дело в том, что во время родов иммунитет специально подавляется, работая при этом на 40-45%. Объяснить это можно тем, что при прохождении ребенком родовых путей он контактирует с миллионами новых неизвестных для него бактерий, а при появлении на свет это количество увеличивается до миллиардов.

В случае полноценной работы иммунной системы ребенка, организм бы не смог справиться с таким давлением неизвестных организмов и погиб бы. В связи с этим во время рождения малыш оказывается наиболее уязвимым для различных инфекций, и лишь благодаря материнским клеткам (иммуноглобулинам) организм продолжает полноценно функционировать. После появления на свет желудочно-кишечный тракт ребенка заполняется множеством полезных кишечных бактерий, и при непосредственном питании ребенка грудным молоком и смесями иммунная система малыша начинает постепенно восстанавливаться.

Второй период в развитии

Примерно в возрасте 6-7 месяцев отроду полученные материнские клетки и антитела практически полностью покидают детский организм. Обуславливается это тем, что к этому возрасту детский организм уже должен сам научится вырабатывать иммуноглобулин А. Его также получают при вакцинировании, однако из-за отсутствия памяти у клеток этого иммуноглобулина в полугодовалом возрасте необходимо повторно пройти процесс вакцинации.

Отличным методом укрепления иммунной системы в такой нелегкий период становится закаливание. Для этого во время приема водных процедур обливайте ребенка теплой водой, которая отличается от температуры тела на 2-3 градуса. Еженедельно рекомендуется снижать температуру воды на 1 градус. Вода не должна быть холоднее 28 градусов по Цельсию.

Третий период

Третьим критическим моментом в развитии иммунитета ребенка является период, когда ребенку от двух до трех лет. Именно в этот период максимально эффективно происходит становление приобретенного иммунитета. Обуславливается это тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает активно контактировать с другими малышами, взрослыми людьми, различными представителями животного мира, будь то кошки, собаки или попугаи, а также тем, что ребенок впервые посещает детский сад.

Этот период является чрезвычайно важным и ответственным, так как ребенок начинает довольно часто болеть, и во многих случаях одна болезнь может перетекать или сменяться другой. Однако чересчур паниковать из-за ослабленного иммунитета ребенка не стоит, так как именно в этот момент у ребенка происходит контактирование с микроорганизмами и микробами, что необходимо для нормального развития иммунной системы. В среднем за норму принято полагать то, что ребенок болеет от восьми до двенадцати раз в год.

Также необходимо знать, что в данный период жизни вашего ребенка ни в коем случае нельзя давать детям препараты, стимулирующие эффект, так как это может не только помешать в развитии приобретенного иммунитета, но и вовсе ухудшить его состояние.

Четвертый период

Немаловажным периодом является и период, попадающий на возраст 6-7 лет. В данный период жизни у ребенка уже есть необходимые лимфоциты, необходимые для здорового функционирования. Однако иммуноглобулина А в организме все еще не хватает, и поэтому именно в этот период дети довольно часто обзаводятся новыми хроническими болезнями, затрагивающими верхние дыхательные пути.

В данный период будет не лишним прибегнуть к помощи поливитаминных комплексов, однако о том, в каких именно витаминах нуждается ребенок, должен сказать его лечащий врач-педиатр. Использовать препараты, которые стимулируют иммунную систему ребенка, рекомендуется только после тщательного осмотра врача и проведения иммунограммы, которая и покажет, какая часть иммунной системы вашего ребенка является ослабленной и какую нужно укрепить.

Пятый период

Последним критическим периодом в формировании иммунной системы является подростковый период. У девочек данный период начинается немного ранее — с 12-13 лет, у мальчиков же он начинается приблизительно в возрасте 14-16 лет. Характеризуется он тем, что организм перестраивается из-за действия гормонов, а также в связи с быстрым ростом. Это все влечет за собой то, что лимфотические узлы уменьшаются в размерах, подвергая организм ребенка опасностям.

Также именно в этот период дают о себе знать и старые хронические заболевания, но с новой, более опасной силой. Также в подростковом возрасте дети подвергаются влиянию других людей, что влечет за собой заимствованием вредных привычек, также являющихся достаточно серьезным испытанием для иммунной системы и всего организма в целом.

Читайте также:  Пролактин мастурбация

Таким образом следует знать, что развитие иммунной системы у детей происходит постепенно, в пять этапов. Каждый из этих этапов чрезвычайно важен и требует тщательного контроля со стороны родителей.

Видео

Главная / Блог / Как усилить иммунитет у ребенка?

Особенности работы иммунной системы у детей

Как усилить иммунитет у ребенка – это вопрос волнует каждую маму, которая подвержена влиянию рекламы из телевизора или Интернета, которая ежедневно пугает, что ей и ее малышу просто необходимо приобретать и употреблять различные лекарственные средства, витамины, пищевые добавки, йогурты, и другие продукты, которые мгновенно «усилят» иммунитет ребенка. В этой статье мы рассмотрим, как работает иммунная защита у детей, что на нее влияет и в каких случаях нужно что-то делать, чтобы ее «усилить», а в каких — нет.

Дети, иммунитет и простуда

Абсолютное большинство родителей искренне желает самого лучшего своим детям и, прежде всего, здоровья. Но дети все равно, как назло, постоянно болеют. И самая частая болезнь у малышей — это обычная простуда (ОРЗ или ОРВИ), особенно у тех, кто посещает ясли или детский сад. Такие дети могут переносить до 8-10 острых респираторных вирусных инфекций за год, и даже больше. Хотя простуды, даже частые, редко приводят к серьезным осложнениям, они, безусловно, вызывают серьезный дискомфорт не только у самого малыша, но и папы с мамой, из-за недосыпания и вынужденных пропусков работы или учебы. Поскольку такие болезни, как простуда, очень распространены у детей до среднего школьного возраста, нет недостатка в родителях, которые ищут способы предотвращения высокой заболеваемости детей.

Сколько раз болеть?

В реальности ребенок будет страдать простудными заболеваниями достаточно часто (в норме до 8-10 раз в год до младшего школьного возраста, и до 4-5 раз в год в средней школе). Высокая заболеваемость связана с постепенным развитием защитной иммунной системы и ее последовательным «знакомством» с различными штаммами вирусов, которые вызывают простуду. Лишь «запомнив» определенные виды вирусов, иммунитет способен эффективно бороться с возбудителями, предотвращая или смягчая тяжесть течения заболевания.

Однако родители, искренне желая своим детям лучшего, постоянно ищут средства и способы «усилить иммунитет» у ребенка, тем более что реклама настойчиво внушает, что это действительно возможно с помощью витаминов, пищевых добавок и «волшебных» йогуртов или напитков.

Рекламируемые средства для «усиления иммунитета» у детей

За прошедшие годы появилось множество «стимулирующих иммунитет» добавок, витаминов и других средств из серии «съешь меня». Однако, когда ученые проверили все заявленные в рекламе свойства с позиций доказательной медицины, оказалось, что почти все «иммуностимулирующие» свойства не имеют статистически значимого подтверждения,

  • большие дозы витамина С (1000 мг на прием) не оказывают профилактического или лечебного действия при уже развившейся простуде. Витамин С укрепляет клеточную стенку и не дает вирусам пробраться внутрь клетки при контакте, но если заражение уже произошло, значимого эффекта не будет. Да и для профилактики вся соль – не в количестве витамина С, а в том, чтобы начать принимать его заранее, за месяц-два до сезона заболеваний. «Аховая» разовая доза витамина С в сезон простуд приведет разве что к аллергической реакции на него.
  • Прием витамина D конечно помогает, но только в случаях недостатка этого витамина в организме. Он бесполезен если дефицита витамина не наблюдается, а в «гипер-дозах» — еще и вреден. Так-же и для большинства витаминов, назначение дает эффект только на фоне их недостатка или клинического дефицита.
  • Эхинацея, гомеопатические средства (такие как Оциллококциннум) не способны излечить уже развившуюся вирусную инфекцию.
  • Употребление чеснока оказывает некоторый положительный эффект для профилактики ОРВИ, но статистических данных недостаточно, чтобы доказать это наверняка.
  • Прием препаратов цинка может сократить срок течения простуды на один день, но не способен предотвратить само заболевание. При этом цинк может вызвать у ребенка тошноту, а при бесконтрольном применении в виде спрея – потерю обоняния.

Также на рынке представлено множество пищевых добавок и «суперпродуктов» («суперфуд»), которые, как утверждает реклама, способны усиливать иммунную систему тем или иным способом. Откуда взялся этот термин «суперпродукты», зачем они нужны? В некоторых странах действительно из за развития «рафинированных» продуктов наблюдается дефицит ежедневного употребления витаминов и микроэлементов. При этом, сначала врач должен зафиксировать такой дифицит, и лишь потом – определить ежедневный рацион тех или иных обогащенных продуктов и добавок. К сожалению, «Больше да лучше» — это лишь маркетинговая стратегия. Конечно, некоторые продукты более питательны или калорийны чем другие, но не существует такой пищи, которую нужно просто есть, чтобы защититься от простуды. Очевидно, что организму необходим достаточный запас питательных веществ для борьбы с инфекциями — но не больше, чем можно получить, придерживаясь обычной диеты, состоящей из разнообразных органических продуктов. Фактически, из всех пищевых добавок и продуктов лучшим средством, дающим какую-либо пользу иммунной системе, являются пробиотики. Эти полезные бактерии, которые живут в кишечнике и участвуют в биохимических реакциях, синтезируют витамины и участвуют в усвоении питательных веществ.

Хороший сон и снижение уровня стресса способны улучшить иммунную систему. Но это просто решения для поддержания здорового образа жизни и сохранения общего физического и психического здоровья: достаточное количество сна и минимум стресса способны поддержать работу иммунной системы, но не могут ее стимулировать.

Так что же делать родителям? Как «укрепить иммунитет» ребенка, если добавки и витамины не способны этого сделать? А вдруг ничего «укреплять» вообще не нужно? Что бы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как работает иммунитет у детей.

Как работает иммунная система?

Каждый день организм ребенка подвергаются постоянному воздействию вирусов, бактерий, грибков и паразитов. Подавляющее большинство этих микробов (или патогенных микроорганизмов) никогда не попадают в организм, потому что они задерживаются кожным барьером, слизистыми оболочками или разрушаются в желудке соляной кислотой. По иронии судьбы, еще одним фактором, который защищает малыша от инфекций, являются его же собственные бактерии, с обоюдной пользой сосуществующие с человеком, которые живут на коже и в желудочно-кишечном тракте. Они помогают предотвращать инфекции, конкурируя с посторонними возбудителями за питательные вещества и жизненное пространство. Эти начальные уровни защиты от инфекций очень эффективны. Пусть покажется странным, но маленькие дети не плохо защищены природой от бактериальных и вирусных атак. А дети, находящиеся на грудном вскармливании – и подавно, ведь вместе с молоком матери они получают от нее еще и иммунные клетки. Те патогенные микробы, которые все-таки пробираются через эти барьеры, должны быть обезврежены, прежде чем они смогут размножаться и отравлять организм.

Иммунная «армия» которая защитит ребенка

Иммунная система, как и настоящая армия, состоит из множества компонентов, каждый из которых играет уникальную роль в защите организма от нападений «врага». Существует несколько разновидностей лейкоцитов, которые циркулируют в крови, а при необходимости проникают (мигрируют) в ткани организма, чтобы выполнить свои защитные функции. Когда эти клетки обнаруживают бактерии или вирусы, они вырабатывают химические сигналы «тревоги», известные как цитокины. Эти химические вещества призывают другие белые кровяные клетки присоединиться к борьбе с возбудителем, и контролируют другие аспекты иммунного ответа, такие как лихорадка и увеличение притока крови в область возникновения инфекции, что вызывает реакции воспаления: отек, покраснение и боль.

Некоторые лейкоциты вырабатывают антитела — белки, которые связываются с определенной частью возбудителя инфекции, оставляя на нем метку-мишень для его уничтожения. Когда иммунная система борется с новой инфекцией, она создает антитела против этого конкретного возбудителя. После окончания инфекции иммунная система обычно продолжает вырабатывать эти антитела в течение многих лет или десятилетий в будущем. Именно эта функция «памяти» иммунитета предотвращает повторное заражение такими заболеваниями, как ветряная оспа или корь. На этом же эффекте «иммунной памяти» основана профилактическая иммунизация с помощью вакцинаций.

Некоторые другие инфекции (чаще всего бактериальные или грибковые) стимулируют лишь кратковременный иммунный ответ, в результате чего длительная невосприимчивость к инфекции становится невозможной, а перенесший такие определенные заболевания ребенок может заболеть повторно. Кроме того, некоторые возбудители имеют несколько штаммов, каждый из которых настолько отличается от другого, что приобретенный иммунитет к одному штамму не способен защитить от других. Именно поэтому ребенок может болеть простудой или гриппом снова и снова. Как в настоящей армии, все клетки человеческого организма носят «знаки отличия», которые позволяют иммунной системе отличить их от «интервентов-захватчиков». На внешних поверхностях клеток организма есть знаки — белки, которые помогают иммунной системе различить собственные клетки организма и патогенные микроорганизмы, которые необходимо уничтожить.

Аутоиммунные заболевания

Но иногда процесс «опознания» знаков различий клеток нарушается. В этих случаях возникают аутоиммунные заболевания — состояния, при которых иммунная система атакует собственные клетки организма, как если бы они были чужеродными, что приводит к широкому спектру заболеваний, таких как диабет 1 типа, заболевания щитовидной железы, волчанку и ревматоидный артрит.

Читайте также:  Микролакс очистительная клизма

Еще один способ, которым иммунная система может нанести ущерб организму ребенка — это чрезмерная реакция на воздействие извне, которое не представляет никакой реальной угрозы. Например, нет причин, по которым организму нужно защищаться от кошачьей перхоти или цветочной пыльцы. Но иногда иммунная система выходит из-под контроля, создавая антитела ко многим видам неопасных веществ. Эти нарушения работы иммунной системы является причиной таких заболеваний, как аллергические реакции, астма и экзема. Для большинства людей эти условия просто причиняют неудобства, а в некоторых случаях реакция может быть смертельной. Это как раз является примером абсолютно зря «усиленного» «чрезмерного» иммунитета.

Поэтому искусственное «усиление» иммунитета – не совсем то, чего должны хотеть родители. Для здоровья всегда достаточно обычной нормы: без «усилений», но и без дефицита или недостаточности!

Когда иммунитет в дефиците

Многие из таких детей действительно нуждаются в «усилении» иммунной системы. Но сделать это возможно только врачу-иммунологу, который внимательно изучит причины и характер иммунных нарушений, выяснит текущий уровень иммунитета и только после этого займется лечением нарушений иммунитета. Врач будет использовать такие методы, как введение антител, полученных от доноров, введение факторов роста для стимуляции выработки белых кровяных клеток, или даже прибегнет к трансплантации костного мозга. Для людей с истинным иммунодефицитом было бы опасно (и потенциально смертельно) полагаться на витамины, добавки или «суперпродукты» для «усиления» иммунитета, вместо проведения медикаментозного лечения, нацеленного в первую очередь на устранение причины иммунодифицита.

Как же «помогать иммунитету» ребенка?

В первую очередь нужно освободиться от внушений рекламы, призывающей родителей «укреплять» детский иммунитет. Помните, что такая реклама основана на порождении естественного чувства родительской тревоги и беспокойства.

Если вы считаете, что ребенок болеет слишком часто, у него часто развиваются инфекционные осложнения, то, прежде всего, покажите его педиатру!

Если врач сочтет, что у ребенка действительно может быть иммунодефицит или связанное с нарушением работы иммунной системы заболевание, он назначит соответствующие анализы и исследования, и направит малыша на консультацию к иммунологу.

Если проблем с иммунитетом не будет выявлено, то родителям необходимо усвоить, что нормально работающая иммунная система ребенка способна справляться с самыми разными патогенными микроорганизмами. Для подавляющего большинства детских болезней не требуется никакой «стимуляции» иммунитета. Простуда, желудочно-кишечная вирусная инфекция и другие легкие инфекции, как правило, проходят самостоятельно через несколько дней. Иммунная система может справиться со многими бактериальными инфекциями, такими как насморк или ангина. Но при ряде инфекционных заболеваний иммунитету действительно требуется помощь. Но не в виде «иммуностимуляторов», в виде использования антибактериальных или противовирусных препаратов, которые могут облегчить течение заболевания и, даже, спасти жизнь.

Другой вариант помощи иммунитету – это вакцинация.

Это действительно отличный и вполне «естественный» способ укрепить иммунную систему специфичным и эффективным способом. При вакцинации организм ребенка подвергается воздействию части патогенного микроорганизма или его ослабленной версии, этим стимулируется формирование специфического иммунного ответа, на конкретное заболевание, против которого создана вакцина. Такой иммунитет будет активен длительное время за счет выработки специфических антител. Некоторые люди утверждают, что иммунитет, обеспечиваемый вакцинацией, не такой длительный и сильный, как «естественный» иммунитет. Во многих случаях это действительно так. Но давайте не будем забывать, что для «естественного» иммунитета (например – пожизненного), надо инфекционным заболеванием переболеть, что в случае опасных инфекций может кончится печально. На наш взгляд, для приобретения иммунитета, все-таки, не стоит заболевать. Иммунизация — это один из самых безопасных и эффективных инструментов, которые можно использовать для снижения риска развития у ребенка определенных инфекций, многие из которых могут быть действительно опасными для жизни.

Так что же делать с «иммунными йогуртами»? есть или нет? Подводим итоги:

Если иммунная система вашего ребенка работает нормально — реагирует должным образом на инфекции и не проявляет признаков гиперреактивности, то ничего специального делать не нужно. Нужно лишь перестать смотреть рекламу и постоянно неоправданно беспокоиться «об иммунитете», приняв тот факт, что как бы мы ни старались — дети будут заболевать, а как бы не старались патогенные микроорганизмы – дети будут выздоравливать.

По поводу «йогуртов» — пищевой продукт предназначен для питания и не более. Естественно, что питаться – полезно, а не питаться – вредно. Йогурт ничего не лечит, лечат правильно назначенные врачом лекарственные препараты, продающиеся в аптеке.

Если вы обеспокоены тем, что у вашего ребенка действительно есть проблемы с иммунной системой, поговорите с педиатром или проконсультируйтесь у иммунолога.

Вместо поиска «волшебной таблетки» для «усиления иммунитета» научите ребенка очень часто мыть руки, любить прогулки и закаливание, и проводите плановую вакцинацию. Эти простые меры принесут гораздо больше пользы.

Вы здесь

Фрейдлин И.С., чл.-корр. РАМН, профессор, доктор медицинских наук НИИ экспериментальной медицины РАМН

Развитие иммунной системы организма продолжается на протяжении всего периода детства. В процессе развития иммунной системы ребенка выделяют «критические» периоды, т.е. периоды максимального риска развития инфекционных заболеваний, связанных с недостаточностью функций иммунной системы.

Первый критический период — это период новорожденности (до 29 дней жизни), когда организм ребенка защищен почти исключительно материнскими антителами, полученными через плаценту и с грудным молоком. Чувствительность новорожденного ребенка к бактериальным и вирусным инфекциям в этот период очень высока. Группу повышенного риска развития инфекций среди новорожденных составляют недоношенные, а среди них — маловесные дети, страдающие наиболее выраженными и стойкими иммунологическими дефектами.

Второй критический период (4-6 мес. жизни) характеризуется утратой полученных от матери антител. Способность к продукции собственных антител в этот период ограничивается слабым синтезом только иммуноглобулинов M, в то время как иммуноглобулины G являются главными защитными антителами. Недостаточность местной защиты слизистых связана с более поздним накоплением секреторного иммуноглобулина A. В связи с этим чувствительность ребенка ко многим воздушно-капельным и кишечным инфекциям в этот период очень высока.

Третий критический период (2-й год жизни), когда значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром и с возбудителями инфекций. Иммунный ответ ребенка на инфекционные антигены остается неполноценным. Местная защита слизистых все еще остается несовершенной из-за низкого уровня секреторного IgA. Чувствительность ребенка к респираторным и кишечным инфекциям все еще высока.

Четвертый критический период (6-7й годы жизни), когда в крови у ребенка уменьшается абсолютное и относительное количество лимфоцитов. В этот период уровни иммуноглобулинов М и G в крови ребенка приближаются к уровням взрослых, но уровень иммуноглобулина A все еще остается более низким, с чем связана слабая местная защита слизистых. Содержание иммуноглобулина E, напротив, достигает максимального уровня в связи с высоким уровнем глистных инвазий, чем объясняется повышенная чувствительность к аллергическим реакциям у детей данной возрастной группы. Чувствительность детей этого возраста к инфекциям все еще высока.

Пятый критический период — подростковый возраст (у девочек с 12-13 лет, у мальчиков с 14-15 лет), когда скачок роста сочетается с относительным уменьшением массы лимфоидных органов, а начавшаяся секреция половых гормонов служит причиной угнетения клеточных механизмов иммунитета. В этом возрасте резко возрастают внешние, часто неблагоприятные, воздействия на иммунную систему. Дети этого возраста характеризуются высокой чувствительностью к вирусным инфекциям.

В каждом из этих периодов иммунная система ребенка характеризуется рядом особенностей.

При рождении в крови ребенка преобладают нейтрофилы. К концу первой недели жизни происходит выравнивание количества нейтрофилов и лимфоцитов — так называемый «первый перекрест» — с последующим нарастанием количества лимфоцитов, которые в последующие 4-5 лет жизни остаются преобладающими клетками среди лейкоцитов крови ребенка. «Второй перекрест» происходит у ребенка в возрасте 6-7 лет, когда уменьшается абсолютное и относительное количество лимфоцитов и лейкоцитарная формула приобретает вид, характерный для взрослых. При оценке данных клинического анализа крови у детей необходимо учитывать эти «перекресты».

Повышенное количество гранулоцитов в крови новорожденных в какой-то степени компенсирует недостаточную активность их защитных функций. Абсолютное количество моноцитов крови у новорожденных выше, чем у детей более старшего возраста, но они также отличаются низкой защитной активностью.

Содержание антибактериального фермента лизоцима в сыворотке крови новорожденного превосходит уровень материнской крови уже при рождении, он нарастает в течение первых дней жизни, а к 7-8-ому дню жизни несколько снижается и достигает уровня взрослых людей. А в слезной жидкости новорожденных содержание лизоцима ниже, чем у взрослых, с чем связана повышенная частота конъюнктивитов у новорожденных.

Низкое содержание основных компонентов системы комплемента в крови новорожденных является причиной недостаточной вспомогательной активности сыворотки крови при фагоцитозе. Только ко второму году жизни окончательно созревает продукция компонентов системы комплемента.

Читайте также:  Хмель для сна помогает

В крови новорожденных содержание естественных киллеров значительно ниже, чем у взрослых. Естественные киллеры детской крови отличаются сниженной цитотоксической и секреторной активностью.

Как видно из выше сказанного, у новорожденных детей резко ослаблены все основные механизмы неспецифической защиты организма от патогенных бактерий и вирусов, чем объясняется высокая чувствительность новорожденных и детей первого года жизни к бактериальным и вирусным инфекциям. Дефекты фагоцитирующих клеток в наибольшей степени выражены у недоношенных новорожденных и детей с задержкой внутриутробного развития. Для таких детей характерно затяжное течение инфекций (например, пневмонии) и низкая эффективность антибиотикотерапии. Предпринятые в последние годы попытки применения у таких детей комбинированного лечения с использованием иммуномодулятора Ликопида показали, что клинические признаки улучшения состояния детей, сокращения сроков заболевания сочетаются с исправлением дефектных функций фагоцитирующих клеток.

После рождения иммунная система ребенка получает сильнейший стимул быстрого развития в виде потока чужеродных (микробных) антигенов, поступающих в организм ребенка через кожу, слизистые дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, активно заселяемые микрофлорой в первые часы после рождения. Проникающие через желудочно-кишечный тракт микроорганизмы являются основными двигателями созревания всей иммунной системы ребенка. Быстрое развитие иммунной системы проявляется увеличением массы лимфатических узлов, которые заселяются Т- и В-лимфоцитами. После рождения ребенка абсолютное количество лимфоцитов в крови резко повышается уже на 1-й неделе жизни (первый перекрест в формуле белой крови). Физиологический возрастной лимфоцитоз сохраняется на протяжении 5-6 лет жизни и может рассматриваться как компенсаторный.

Относительное количество Т-лимфоцитов у новорожденных понижено по сравнению со взрослыми, но в связи с возрастным лимфоцитозом абсолютное количество Т-лимфоцитов в крови новорожденных даже выше, чем у взрослых. Особенности Т-лимфоцитов новорожденных связаны с выходом в кровоток недозрелых предшественников. Именно в связи с дефектностью клеточных механизмов защиты на протяжении всего периода детства сохраняется высокая степень риска заболевания туберкулезом в связи с широкой циркуляцией возбудителя туберкулеза. Слабость клеточных механизмов защиты делает детей особенно чувствительными к вирусным и грибковым инфекциям, защита от которых требует участия функционально полноценных Т-лимфоцитов. Среди детей в возрасте от 1 до 6 лет нередко выделяют группу «часто и длительно болеющие» острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ). При иммунологическом обследовании таких детей у них, как правило, выявляются дефекты основных защитных механизмов. Такие находки явились основанием для проведения предупредительной иммунокоррекции, при которой дети получали иммуномодулятор Ликопид вне периода обострения заболевания. Эффективность такого способа иммунокоррекции контролировалась по частоте и длительности эпизодов ОРВИ и по изменениям иммунологических показателей. Частота заболеваний в группе детей, получавших вне обострения Ликопид, снизилась в два раза. При этом было отмечено значимое повышение в слюне детей этой группы содержания секреторного иммуноглобулина А, который является важнейшим фактором защиты слизистых оболочек от бактерий и вирусов.

У новорожденного тимус полностью сформирован и в течение первого года жизни достигает максимальных размеров. Напряженное функционирование тимуса, в котором проходят созревание все Т-лимфоциты, сохраняется в течение первых 2-3 лет жизни. Быстрое нарастание массы тимуса в первые 3 месяца жизни продолжается более медленными темпами вплоть до 6 — летнего возраста, после чего масса тимуса начинает снижаться. С двухлетнего возраста начинает снижаться и продукция Т-лимфоцитов. Процесс возрастной инволюции тимуса ускоряется в подростковом возрасте. В течение первой половины жизни истинно тимическая ткань постепенно замещается жировой и соединительной тканью. Из этого следует, что свою основную функцию формирования Т-лимфоцитов тимус успевает осуществить в первые годы жизни.

Поэтому в течение первых трех лет жизни проводится плановая вакцинация детей против всех наиболее опасных и частых инфекционных заболеваний: туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, столбняка, коклюша, кори, вирусного гепатита. В этом возрасте иммунная система организма отвечает на вакцинацию (убитыми или ослабленными возбудителями, их антигенами, их обезвреженными токсинами) формированием долгоживущих Т-клеток памяти, которые обеспечивают при заражении инфекционным агентом быстрый и эффективный защитный ответ. Именно в детстве, в период расцвета функций тимуса формируется специфический противомикробный иммунитет и соответствующая иммунологическая память, которой должно хватить на всю последующую жизнь.

Абсолютный и относительный лимфоцитоз в крови детей отражает процесс накопления лимфоцитов, имеющих специфические рецепторы для распознавания разных чужеродных антигенов. Этот процесс завершается, в основном, к 5-7 годам, что проявляется изменением формулы крови: лимфоциты перестают доминировать и начинают преобладать нейтрофилы.

Лимфатические узлы ребенка раннего возраста отвечают на любую инфекцию, на любой воспалительный процесс выраженным увеличением размеров (припухлостью). Для детей первых лет жизни характерен аналогичный ответ на инфекции увеличением объема лимфоидной ткани, связанной со слизистыми, например, гортани, с чем связана повышенная частота и опасность быстрого развития отека в области гортани у детей при инфекциях и аллергических реакциях. Лимфоидная ткань, ассоциированная с желудочно-кишечным трактом, у детей первых лет жизни остается незрелой, с чем связан высокий риск кишечных инфекций.

Иммуноглобулин A в крови новорожденных либо отсутствует, либо присутствует в незначительном количестве (0,01 г/л), и лишь в значительно более старшем возрасте достигает уровня взрослых (после 10-12 лет). Секреторные иммуноглобулины А отсутствует у новорожденных, а появляются в секретах после 3-го месяца жизни. Характерные для взрослых уровни секреторного иммуноглобулина A в секретах слизистых достигаются к возрасту 2-4 года. До этого возраста местная защита слизистых у детей остается резко ослабленной. При грудном вскармливании недостаточность местного иммунитета слизистых частично компенсируется поступлением секреторного иммуноглобулина A с молоком матери.

Резервные возможности защиты организма новорожденного связаны с грудным вскармливанием. С молоком матери в организм ребенка попадают готовые антибактериальные и антивирусные антитела — секреторные иммуноглобулины A и G. Секреторные антитела поступают непосредственно на слизистые желудочно-кишечного и респираторного трактов и защищают эти слизистые ребенка от инфекций. Благодаря наличию специальных рецепторов на слизистой желудочно-кишечного тракта новорожденного, иммуноглобулины G проникают из желудочно-кишечного тракта ребенка в его кровяное русло, где пополняют запас материнских антител, ранее поступивших через плаценту. Повышение резервов иммунной системы и профилактика инфекций у новорожденных достигается грудным вскармливанием. Женское молоко содержит не только комплекс необходимых ребенку пищевых компонентов, но и важнейшие факторы неспецифической защиты и продукты специфического иммунного ответа в виде секреторных иммуноглобулинов класса А. Поступающий с грудным молоком секреторный IgA улучшает местную защиту слизистых желудочно-кишечного, респираторного и даже мочеполового тракта ребенка. Грудное вскармливание за счет введения готовых антибактериальных и антивирусных антител класса SIgA существенно повышает устойчивость детей в отношении кишечных инфекций, респираторных инфекций, среднего отита. Поступающие с грудным молоком иммуноглобулины и лимфоциты матери стимулируют иммунную систему ребенка, обеспечивая долговременный антибактериальный и противовирусный иммунитет. На фоне грудного вскармливания повышается иммунный ответ детей на вводимые вакцины. Грудное вскармливание препятствует развитию аллергических заболеваний и аутоиммунного заболевания — целиакии. Один из компонентов грудного молока — лактоферрин участвует в стимуляции иммунологических функций, будучи способен проникать в иммунокомпетентные клетки, связываться с ДНК, индуцируя транскрипцию генов цитокинов. Непосредственной антибактериальной активностью обладают такие компоненты грудного молока, как специфические антитела, бактериоцидины, ингибиторы бактериальной адгезии. Все выше сказанное требует большого внимания в профилактической работе с беременными женщинами к разъяснению преимуществ грудного вскармливания. Полезными являются специальные образовательные программы, вовлекающие не только женщин, но и их мужей, родителей и других лиц, способных повлиять на принятие женщиной единственно верного решения о грудном вскармливании ребенка.

По мере созревания иммунной системы ребенка, совершенствования механизмов специфического иммунного ответа повышается степень риска чрезмерного реагирования его иммунной системы на контакт с антигенами окружающей среды и развития аллергических реакций. Даже внутриутробный контакт плода с вдыхаемыми матерью пыльцовыми аллергенами приводит к последующему развитию у новорожденного атопических реакций и заболеваний. Высокий риск развития атопических реакций у детей первых лет жизни связан с преобладанием у них дифференцировки T-хелперов 2, контролирующих синтез иммуноглобулина E и повышенную секрецию гистамина базофилами и тучными клетками. Низкий уровень секреторного IgA на слизистых у детей способствует беспрепятственному проникновению аллергенов черзе слизистые респираторного и желудочно-кишечного тракта. Особенностью атопических реакций у детей первых лет жизни можно считать более высокую частоту пищевой и более низкую частоту пылевой/пыльцовой аллергии по сравнению со взрослыми. У детей нередко проявляется аллергия к коровьему молоку (2-3% детей в индустриально развитых странах). Коровье молоко содержит более 20 компонентов белковой природы, а многие из них способны вызвать синтез иммуноглобулина Е. Широкое распространение такой аллергии затрудняет искусственное вскармливание детей, заставляя искать адекватные заменители (например, соевые продукты).

Описанные проявления иммунодефицита у детей первых лет жизни обычно оцениваются как «физиологические», т.е. не выходящие за пределы возрастных норм. Однако обусловленная этими возрастными иммунологическими дефектами повышенная чувствительность к инфекциям заставляет искать пути иммунокоррекции. Выше мы рассмотрели примеры применения иммуномодулятора Ликопида, в том числе, и с целью иммунокоррекции. Многократно доказано иммунокорректирующее действие сбалансированного питания ребенка, мер по закаливанию организма, дозированной физической нагрузки.

Ссылка на основную публикацию
Разбили термометр в квартире что делать
«Что делать, если разбился ртутный градусник?» 1. Откройте форточку в комнате. Закройте дверь, чтобы загрязненный воздух не попадал в другие...
Пшеница для проращивания польза и вред
Пророщенная пшеница — это ценный диетический продукт, имеющий ярко выраженные лечебные свойства. Она сочетает качества сбалансированного, легко усвояемого продукта и...
Пшеничная каша аллергенная или нет
Какие крупы можно собакам, да и вообще, полезны ли они? Есть ли в каше преимущества перед сухим кормом? Какие способы...
Разбился термометр с ртутью что делать
Ртутный измеритель температуры до сих пор часто используется в быту, несмотря на множество других, более безопасных вариантов. Вот только если...
Adblock detector