Развитие языка анатомия

Развитие языка анатомия

Кафедра иностранных языков с курсом русского языка

Заведующий кафедрой
Ельцова Любовь Федоровна

кандидат филологических наук, доцент

Базы кафедры ▲ ▼

Телефон:
+7 (4912) 97-19-42

Адрес:
г.Рязань, ул. Маяковского, д.105 (химический корпус)

Телефон:
+7 (4912) 97-19-54

Преподаваемые дисциплины ▲ ▼

  1. «Иностранный язык» (английский, немецкий, французский)
  2. «Иностранный язык в профессиональной коммуникации врача-лечебника»
  3. «Иностранный язык в профессиональной коммуникации врача-педиатра»
  4. «Иностранный язык в профессиональной коммуникации врача-стоматолога»
  5. «Деловой иностранный язык»
  6. «Деловой английский язык»
  7. «Научное письмо на английском языке»
  8. «Английский язык»
  9. «Латинский язык»
  10. «Латинский язык и основы терминологии»«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
  11. «Русский язык»
  12. «Основы научного стиля речи»
  13. «Русский язык как иностранный»
  14. «Иностранный язык (русский)»

Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

  1. «Введение в языкознание»
  2. «Стилистика русского языка и культура речи»
  3. «Теоретическая грамматика»
  4. «Лексикология и лексикография»
  5. «Стилистика»
  6. «Практический курс иностранного языка (английского)»
  7. «Теория перевода»
  8. «Практический курс профессионально-ориентированного перевода»

Коллектив ▲ ▼

  1. Ельцова Любовь Фёдоровна — заведующий кафедрой, кандидат филологических наук, доцент
  2. Лаврентьев Виталий Александрович — профессор, доктор филологических наук, доцент
  3. Костикова Лидия Петровна – профессор, доктор педагогических наук, доцент
  4. Репин Борис Ильич — доцент, кандидат филологических наук, доцент, заслуженный работник высшей школы
  5. Калинина Марина Анатольевна — доцент, кандидат филологических наук, доцент
  6. Кечина Элина Алексеевна — доцент, кандидат филологических наук, доцент
  7. Ким Зинаида Михайловна — доцент, кандидат педагогических наук, доцент
  8. Корнева Галина Викторовна — доцент, кандидат педагогических наук, доцент
  9. Костюшина Юлия Игоревна — доцент, кандидат педагогических наук, доцент
  10. Ефремова Людмила Васильевна — доцент, кандидат филологических наук
  11. Карякина Елена Сергеевна — доцент, кандидат педагогических наук
  12. Крутова Ирина Юрьевна — доцент, кандидат педагогических наук
  13. Мартынова Марина Алексеевна — доцент, кандидат педагогических наук
  14. Царева Лилия Михайловна — доцент, кандидат педагогических наук
  15. Гришенина Юлия Алексеевна — старший преподаватель, кандидат психологических наук
  16. Полякова Ирина Викторовна — старший преподаватель, кандидат исторических наук
  17. Гарески Ирина Валентиновна — старший преподаватель
  18. Герасимова Елена Евгеньевна — старший преподаватель
  19. Гололобова Ирина Андреевна — старший преподаватель
  20. Козлова Людмила Владимировна — старший преподаватель
  21. Марченко Светлана Борисовна — старший преподаватель
  22. Насекина Светлана Николаевна — старший преподаватель
  23. Федорова Светлана Константиновна — старший преподаватель
  24. Алексашкина Татьяна Александровна — преподаватель
  25. Балова Ирина Сергеевна — преподаватель
  26. Илюшина Анна Владимировна — преподаватель
  27. Киселева Оксана Михайловна — преподаватель
  28. Логачёва Елена Владимировна — преподаватель
  29. Харламова Юлия Анатольевна — преподаватель
  30. Шишканова Жанна Сергеевна — преподаватель
  31. Зорина Ирина Васильевна — заведующий кабинетом
  32. Окорочкова Нина Сергеевна — старший лаборант
  33. Першина Марина Викторовна — старший лаборант
  34. Суркова Татьяна Николаевна — лаборант
  35. Челнокова Светлана Сергеевна — лаборант

Основные направления научной работы кафедры:

  • Специфика языковой картины медицины, лингвистические проблемы медицинской терминологии.
  • Психолингвистические проблемы межкультурной коммуникации, национальные особенности языкового сознания российских и иностранных студентов медицинских вузов.
  • Переводоведение, текстоведение.
  • Вопросы педагогики и методики преподавания иностранных языков в медицинском вузе.
  • РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ КАФЕДРЫ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ С КУРСОМ РУССКОГО ЯЗЫКА осенний семестр 2020-2021 уч. год.docx
  • график индивидуальных консультаций (отработок) Иностранный язык язык.docx
  • график индивидуальных консультаций (отработок) латинский язык.docx
  • график индивидуальных консультаций (отработок) Русский язык.docx
  • Структура и график контрольных точек Бакалавриат (сестринское дело) Иностранный язык.doc
  • Структура и график контрольных точек Общественное здравоохранение Деловой английский язык.doc
  • Структура и график контрольных точек Общественное здравоохранение Английский язык.doc
  • Структура и график контрольных точек Общественное здравоохранение Научное письмо на английском язы.doc
  • Структура и график контрольных точек Педиатрический Иностранный язык в профессиональной коммуникац.doc
  • Структура и график контрольных точек Педиатрический Иностранный язык.doc
  • Структура и график контрольных точек Промышленная фармация (заочное обучение) Деловой иностранный я.doc
  • Структура и график контрольных точек Стоматологический Иностранный язык.doc
  • Структура и график контрольных точек Стоматологический Иностранный язык в профессиональной коммуни.doc
  • Структура и график контрольных точек Фармацевтический Иностранный язык.doc
  • Структура и график контрольных точек Фармацевтический 2 курс Иностранный язык.doc
  • Структура и график контрольных точек Клиническая психология Иностранный язык.doc
  • Структура и график контрольных точек Клиническая психология Латинский язык и основы терминологии.docx
  • Структура и график контрольных точек Клиническая психология 2 курс Иностранный язык.doc
  • Структура и график контрольных точек Лечебное дело 2 курс Иностранный язык (русский).docx
  • Структура и график контрольных точек Лечебное дело 2 курс Иностранный язык (русский) (обучение с серви.docx
  • Структура и график контрольных точек Лечебное дело 2 курс Иностранный язык.doc
  • Структура и график контрольных точек Лечебное дело 3 курс Русский язык в профессиональной коммуникац.docx
  • Структура и график контрольных точек Лечебное дело 3 курс Русский язык в профессиональной коммуника.docx
  • Структура и график контрольных точек Лечебное дело Иностранный язык (русский) (обучение с сервисом пе.docx
  • Структура и график контрольных точек Лечебное дело Иностранный язык (русский).docx
  • Структура и график контрольных точек Лечебное дело Иностранный язык.doc
  • Структура и график контрольных точек Лечебное дело Латинский язык.docx
  • Структура и график контрольных точек МПФ Иностранный язык.doc
  • Структура и график контрольных точек МПФ Латинский язык.docx
  • Структура и график контрольных точек МПФ 2 курс Иностранный язык.doc
  • Структура и график контрольных точек Педиатрический Иностранный язык в профессиональной коммуника.docx
  • Структура и график контрольных точек Педиатрия Латинский язык.docx
  • Структура и график контрольных точек Сестринское дело бакалавриат Латинский язык.docx
  • Структура и график контрольных точек Стоматологический Иностранный язык (русский) (обучение с серви.docx
  • Структура и график контрольных точек Стоматологический Иностранный язык (русский) в профессиональн.docx
  • Структура и график контрольных точек Стоматологический Латинский язык.docx
  • Структура и график контрольных точек Стоматологический Иностранный язык (русский).docx
  • Структура и график контрольных точек Фармацевтический 2 курс Иностранный язык (русский)(обучение с се.docx
  • Структура и график контрольных точек Фармация Латинский язык.docx
  • Структура и график контрольных точек Фармачевтический Иностранный язык (русский)(обучение с сервисо.docx
  • Тематический план дисциплины Иностранный язык в профессиональной коммуникации врача-лечебника Лече.doc
  • Тематический план дисциплины Деловой иностранный язык Промышленнная фармация.doc
  • Тематический план дисциплины Деловой английский язык Общественное здравоохранение.doc
  • Тематический план дисциплины Иностранный язык в профессиональной коммуникации врача-стоматолога Ст.doc
  • Тематический план дисциплины Иностранный язык Клиническая психология.doc
  • Тематический план дисциплины Иностранный язык Педиатрия.doc
  • Тематический план дисциплины Иностранный язык Сестринское дело бакалавриат.doc
  • Тематический план дисциплины Иностранный язык СПО Фармация.docx
  • Тематический план дисциплины Иностранный язык Стоматология.doc
  • Тематический план дисциплины Иностранный язык Фармация.docx
  • Тематический план дисциплины Латинский язык Сестринское дело бакалавриат.docx
  • Тематический план дисциплины Английский язык Общественное здравоохранение.doc
  • Тематический план дисциплины Латинский язык и основы терминологии Клиническая психология.doc
  • Тематический план дисциплины Латинский язык Лечебное дело.doc
  • Тематический план дисциплины Латинский язык Медико-профилактическое дело.doc
  • Тематический план дисциплины Иностранный язык Лечебное дело.doc
  • Тематический план дисциплины Латинский язык Педиатрия.doc
  • Тематический план дисциплины Латинский язык Стоматология.doc
  • Тематический план дисциплины Латинский язык Фармация.docx
  • Тематический план дисциплины Научное письмо и презентация на английском языке общественное здавоох.doc
  • Тематический план дисциплины Основы латинского языка с медицинской терминологией СПО Лечебное дело.docx
  • Тематический план дисциплины Научное пписьмо на английском языке Общественное здравоохранение.doc
  • Тематический план дисциплины Основы латинского языка с медицинской терминологией СПО Сестринское д.docx
  • Тематический план дисциплины Основы латинского языка с медицинской терминологией СПО Фармация.docx
  • Тем-план Леч. Иностранный язык в профессиональной коммиуникации..docx
  • Тем-план Стомат . Иностранный язык в профессиональной коммуникации.docx
  • Тем-план Фарм. Иностранный язык (русский) поср..doc
  • Тем-план Стомат. Иностранный язык (русский) поср..docx
  • Темплан. леч. на русск. для V семестра (1).docx
  • Тем-план. Педиатрия Иностранный язык в профессиональной коммуникации..docx
  • Тем-план. Педиатрия Иностранный язык.doc
  • Тем-планы Леч. Иностранный язык поср..doc
  • КАФЕДРЫ
  • Кафедра клинической психологии
  • Кафедра психологического консультирования и психотерапии
  • Кафедра иностранных языков с курсом русского языка
  • Кафедра общей и специальной психологии с курсом педагогики
  • Кафедра философии и истории
  • Кафедра экономики, права и управления здравоохранением
Читайте также:  Хгч 178

© 2020 Рязанский Государственный Медицинский Университет
имени академика И.П. Павлова

Адрес: 390026 г. Рязань, ул. Высоковольтная, д. 9

Телефон: +7 (4912) 97-18-18

Факс: +7 (4912) 97-18-08

Сайт является средством массовой информации. Номер свидетельства ЭЛ № ФС 77-63519. Дата регистрации 30.10.2015
Знак информационной продукции: 16+

Язык представляет собой часть системы пищеварения человека и принимает участие в таких процессах, как жевание и слюноотделение. Помимо этих функций он также дает человеку возможность чувствовать вкусы и говорить. По цвету и форме языка можно судить о состоянии здоровья и развитии в организме ряда патологий. Появление изменений языка хорошо заметны и бывают полезны при диагностике.

Язык: его строение с фото

Описание того, из чего состоит язык, включает в себя следующую информацию. Костей язык человека не содержит и состоит из мышечной ткани, которая покрыта слизистой оболочкой. Он совершает движения с помощью поперечнополосатой мускулатуры. При этом для того, чтобы фиксировать положение язычка, высовывать его и возвращать в полость рта используются скелетные мышцы (см. также: какие функции выполняют мышцы дна полости рта?). Приподнимание, утолщение и укорачивание органа становится возможным благодаря собственным мышцам.

С точки зрения анатомии схема нервного аппарата устроена тонко. В схеме иннервации участвует 5 черепных нервов из 12. Строение языка можно увидеть на фото к статье. Выделяют несколько основных частей языка (на фотографии отмечено, где они расположены) – корень, тело, борозду и уздечку. Частями языка являются:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: разрезанный язык у человека: симптомы с фото и лечение

  • Тело – часть языка, которая состоит мышц, отличающихся подвижностью и закругленными концами, передние 2/3, вертикальная линия разделяет тело посередине.
  • Корень – на него приходится 1/3 длины, имеет минимальную подвижность.
  • Уздечка – находится снизу. Нужна для связи нижней фасции с дном полости рта.
  • Борозда – если обратиться к схеме языка, то можно увидеть своеобразное отграничение между телом и корнем (рекомендуем прочитать: что делать,если образовываются борозды на языке?).

Спинка языка — его верхняя поверхность. Нижнюю часть языка называют фасцией. Она обозначена на схеме языка. Подслизистый слой отсутствует. По этой причине орган не образует складок. Если рассмотреть его устройство под микроскопом, можно увидеть, что тело покрыто сосочками, которые подразделяются на 4 разновидности.

Какая разновидность для чего нужна:

Тип сосочков Расположение Функция
Листовидные Вблизи небной дуги сбоку В сосочках содержатся железы, выделяющие слизистый секрет, и вкусовые луковицы
Желобоватые Около корня языка Вкусовые рецепторы
Грибовидные По всей поверхности тела языка (исключение составляют терминальная бороздка и центральная область спинки).
Нитевидные На поверхности органа Механическая обработка пищи (удержание), осязательнаяПредназначение и функции языка

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: красные пупырышки на корне языка: фото нормального и аномального состояния

Предназначение и функции языка

Язык принимает участие в нескольких важных процессах, происходящих в человеческом организме, а по его состоянию можно выявить некоторые заболевания. На основании исследований специалистами было установлено, что предназначение человеческого языка заключается в выполнении функций:

  1. Пищеварительной – принимает участие в процессе первичной обработки пищи (механической). Орган отвечает за правильное слюноотделение.
  2. Артикуляции – благодаря его строению появляется возможность говорить,
  3. Всасывания – слизистые оболочки обладают высокой проницаемостью, что дает возможность различным веществам лучше проникать в человеческий организм,
  4. Вкусовой – благодаря этой функции мы ощущаем вкус.

Как выглядит этот орган у здорового человека?

В норме цвет языка легкий светло-розовый. Есть складка, проходящая по всей его поверхности. Здоровый орган имеет умеренную влажность и нормальную чувствительность. Форму языка отличают ровные очертания и отсутствие искривлений. На спинке языка хорошо заметны грибовидные сосочки (рекомендуем прочитать: увеличены сосочки на языке: причины, симптомы и лечение).

На ощупь должен быть мягким. В норме допустимо образование налета – белесоватого, тонкого. Для осмотра языка подходит утро, пациент должен высунуть язык, но не слишком далеко, так как физическое напряжение может повлиять на его внешний вид. Увидеть, как выглядит этот орган – здоровый и больной, можно на фотографии к статье.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: симптомом какого заболевания является малиновый цвет языка?

Каким должен быть цвет языка?

Как было сказано выше, в норме язычок бледно-розового цвета. Если при осмотре выявлены изменения оттенка этого органа, значит, есть какая-либо патология. Иногда цвет помогает быстро и точно поставить диагноз. С примерами изменения цвета языка можно ознакомиться на фотографии к статье. Самые распространенные состояния органа при осмотре, которые говорят о наличие заболеваний:

  • бледный – человек недоедает / голодает, страдает от анемии или болезней сердечно-сосудистой системы,
  • белый – организм обезвожен или поражен грибковой инфекцией,
  • синеватый – почечная недостаточность,
  • черный – инфекционные болезни вирусного происхождения, дисфункция селезенки и печени, абсцесс.

Форма

Для диагностики патологий в организме человека важно обратить внимание на форму языка. Развитие некоторых заболеваний непосредственно влияет на форму языка. Орган искривляется, отекает, увеличивается в размерах. Иногда язык становится неровным. Осмотр языка позволяет выявить изменения, свидетельствующие о том, что имеет место заболевание за день-два до проявления основных признаков последнего. Примеры изменения формы языка можно увидеть на фотографии к статье:

Читайте также:  Диклогель аналоги

  • От краев к центру развивается отек, присутствует краснота – воспаление печени или селезенки.
  • Излишне широкий и толстый – дисфункция гипофиза, болезни лимфатической системы, нарушения обменных процессов, дефицит витаминов и микроэлементов.
  • Неровный, размеры заметно увеличены, по бокам видны отпечатки от прикусывания – причиной становится пониженное количество гормонов щитовидной железы в крови, гипотиреоз.
  • Утолщенный и увеличенный без отпечатков зубов – психические заболевания, дисфункция щитовидной железы, заболевания гипофиза.
  • Развитие нарушений соматического характера может повлиять на форму языка. В зависимости от того, органы какой половины тела страдают, в ту же сторону он отклоняется, отмечается искривление кончика.

Длина

Если произошли изменения длины языка, заметить это сложнее, чем появление необычного налета на его поверхности или непривычную форму. Однако если орган становится ощутимо длиннее или короче, чем обычно, пациент ощущает дискомфорт, что побуждает его обратиться к специалисту для обследования.

Он сжимается неожиданно или уменьшается в размерах постепенно (это значит, что организм истощен или развивается патология ЦНС). Удлинение языка указывает на болезни организма, в частности, сердца или сосудов.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как в домашних условиях определить болезнь по языку?

Состояние поверхности

Поверхность языка должна быть равномерной, с выраженными вкусовыми сосочками. Появление изменений языка свидетельствует о патологии. Если появляются трещины, язвочки, складки или напротив, орган становится слишком гладким, как будто полированным или сглаженным, все это является прямым свидетельством развития патологий в организме человека. Например, «географический» язычок у взрослого иногда свидетельствует о патологиях ЖКТ хронического характера, а у ребенка – на аллергию. Фото «географического» язычка можно рассмотреть в данной статье.

Признак Вероятный диагноз Примечание
«Лакированный» язык Злокачественные образования в желудке, колиты в хронической форме Поверхность сглаживается и блестит, приобретает ярко-красный цвет из-за того, что атрофируются вкусовые сосочки.
«Географический» язык (рекомендуем прочитать: географический язык у взрослых: симптомы с фото и лечение)
— у взрослого Хронические поражения ЖКТ, аллергия, расстройства психического характера. На поверхности языка — участки разного цвета и величины, глубокие борозды
— у ребенка Свидетельствует об аллергической реакции на продукты питания
Четкая глубокая серединная линия Проблемы с позвоночником Если изгиб линии наблюдается у кончика – шейный отдел, посередине – середина спины, у корня – поясница.
Спинка поражена одной язвой — круглой или овальной Сифилис Поверхность язвы твердая и блестящая, границы четкие, цвет – ярко-красный
Бородавки Вирусная инфекция Новообразования у корня на боковых частях иногда свидетельствуют о заражении ВИЧ
Глубокие поперечные трещины на спинке языка Сосудистые нарушения в головном мозге
Полоски пены по бокам Ревматизм Полоски наблюдаются с двух сторон сразу
Плоские язвочки Туберкулез Локализация – край, бока, вдоль борозды

О чем говорит налет на спинке и корне языка?

Расположение и цвет налета может стать источником информации о проблемах со здоровьем. По схеме его расположения можно уточнить диагноз. Если при осмотре языка обнаружен налет, он выступает в качестве одного из первых признаков ослабления иммунитета. У ребенка это частый симптом стоматита. Если появление налета связано с патологией, то даже после снятия зубной щеткой, он вскоре появляется снова. Примеры образования налета на языке – на фотографии к статье:

  • налет у корня означает воспаление кишечника,
  • налет полностью покрывает спинку языка токсины в желудке или кишечнике,
  • светло-красная окраска кончика и краев с налетом на средней части спинки языка – нарушение кислотообразующей функции желудка,
  • липкий серый налет с едким вкусом в сочетании с неприятным запахом изо рта – хронический гастроэнтерит (об остром гастроэнтерите свидетельствует металлический привкус во рту и тонкий слой белесоватого налета),
  • толстый слой белого налет по всей поверхности спинки органа – патологии ЖКТ (включая язву, гастриты, пищевую интоксикацию и аппендицит).

В полости рта, занимая фактически все ее пространство, располагается язык. Он принимает участие не только в перемешивании пищи при пережевывании и акте глотания, но и в распознавании вкуса и свойств пищи (температуры, консистенции), а также в произнесении звуков членораздельной речи.

«Язык» по-латыни – «lingua», отсюда слово «лингвистика», а по-гречески – «glossa», поэтому воспаление языка называют «глоссит».

Поверхность языка

Форма и положение языка меняются в зависимости от его функционального состояния. В покое язык похож на лопату (рис. 1). В нем различают верхушку, или кончик, прилежащий к передним зубам, тело и корень, посредством которого язык прикреплен к нижней челюсти и подъязычной кости. Выпуклая верхняя поверхность языка обращена к небу и носит название спинки, с боков она ограничена краями языка.

Посмотрев на свой язык в зеркало, мы увидим лишь его передний отдел (приблизительно 2/3), задняя треть языка расположена почти вертикально и обращена к глотке. На границе между передним и задним отделами языка находится пограничная борозда в форме перевернутой буквы V, в вершине которой имеется так называемое слепое отверстие (остаток трубчатого выроста, связанного в процессе развития со щитовидной железой). Спинка языка несет продольно идущую срединную борозду, которая, углубляясь в толщу языка, образует перегородку, разделяющую язык на две симметричные половины. Обе борозды – пограничная и срединная – представляют собой следы сращения отдельных зачатков, из которых язык формируется у зародыша. Нарушение процесса срастания зачатков языка во внутриутробный период развития приводит к возникновению уродств: расщеплению языка или появлению «добавочного языка».

Среди нитевидных сосочков разбросаны немногочисленные, но более крупные грибовидные сосочки. Они хорошо видны в виде красноватых точек из-за просвечивающих кровеносных капилляров. По краям языка лежат листовидные сосочки в форме нескольких параллельных складочек. Самые крупные желобовидные сосочки в количестве от 7 до 12 расположены на спинке языка вдоль пограничной борозды, разделяющей тело и корень языка. Желобовидные сосочки окружены валиком, который отделен от сосочка бороздкой – желобком (отсюда и название).

В грибовидных, листовидных и желобовидных сосочках заложены так называемые вкусовые почки – именно они воспринимают вкус.Поверхность языка имеет шершавый вид благодаря особым образованиям – сосочкам языка (рис. 2). Самые мелкие и многочисленные – нитевидные сосочки – рассеяны на всем протяжении спинки и по краям языка. Эти похожие на щеточки сосочки покрыты многослойным плоским ороговевающим эпителием, слущивающиеся чешуйки которого имеют беловатый цвет, вследствие чего язык беловато-розовый. При нарушениях пищеварения отторжение ороговевших клеток задерживается и на языке появляется белый налет («обложенный язык»). Нитевидные сосочки способствуют удержанию пищи на языке и функционируют как органы осязания: воспринимают прикосновение, боль, температуру, но в распознании вкуса не участвуют.

Читайте также:  Амфибол асбест

Не видимый в зеркало корень языка покрыт скоплением лимфоидных узелков (фолликулов), которые образуют язычную миндалину. Вместе с другими миндалинами, расположенными в слизистой оболочке ротовой полости и глотки, она выполняет защитную функцию – препятствует попаданию в организм чужеродных веществ (болезнетворных микроорганизмов) и таким образом участвует в обеспечении иммунитета.

Нижняя поверхность языка гладкая, но слизистая оболочка образует здесь складки. От кончика языка к дну ротовой полости проходит вертикальная складка – уздечка языка. По сторонам уздечки внизу заметно небольшое парное возвышение, на котором открываются выводные протоки поднижнечелюстной и подъязычной слюнных желез. Кнаружи от возвышения с каждой стороны тянется поперечная подъязычная складка, получающаяся от расположенной здесь подъязычной слюнной железы (рис. 3). Следует отметить, что через слизистую оболочку ротовой полости могут быстро всасываться в кровь некоторые лекарственные вещества. Такой способ их применения называют сублингвальным («под язык»). Именно так принимают, например, валидол.

Мышцы языка

Основную массу языка составляют мышцы. Пучки мышечных волокон расположены в трех взаимно перпендикулярных направлениях: продольном, поперечном и вертикальном (рис. 4). Различают две группы мышц языка: внутренние, или собственные, мышцы языка, которые изменяют его форму, и наружные, изменяющие положение языка при сокращении. В зависимости от функции мышцы языка группируются следующим образом: мышцы, удлиняющие и уплощающие язык; мышцы, укорачивающие язык и перемещающие его кверху; мышцы, укорачивающие язык и смещающие его вниз, а при одностороннем сокращении – в сторону. Пучки волокон всех этих мышц образуют сложное переплетение, чем и объясняются исключительная подвижность языка и изменчивость его формы, что особенно важно для артикуляции.

Наибольшего развития по сравнению с животными у человека достигает подбородочно-язычная мышца. Она уплощает язык и выдвигает его вперед, а при одностороннем сокращении отклоняет язык в сторону. Тонус именно этой мышцы не дает языку западать назад и закрывать дыхательные пути (например, при глубоком сне).

Железы языка

Между пучками мышц под слизистой оболочкой языка залегают серозные и слизистые железы, выводные протоки которых открываются на языке рядом с сосочками. Больше всего желез языка расположено вблизи его кончика и в задней половине языка. Выводные протоки задних язычных желез открываются в бороздках желобовидных сосочков (см. рис. 2). Вырабатываемые железами языка вещества входят в состав слюны.

Вкусовые почки

Самое интересное из того, что находится в слизистой оболочке языка, это вкусовые почки, которые воспринимают сладкий, горький, кислый и соленый вкусы (рис. 5). Общее количество вкусовых почек у человека более 2 000[1]. На языке они сосредоточены в желобовидных, грибовидных и листовидных сосочках, но имеются также в слизистой оболочке неба, надгортанника, задней стенки глотки. Более 50% вкусовых почек находится в желобовидных сосочках. С возрастом их количество уменьшается. Опытным путем установили, что вкусовые почки кончика языка воспринимают преимущественно сладкое, боковых отделов – кислое и соленое, корня – горькое (см. рис. 1).

Вкусовые почки представляют собой тельца эллипсовидной формы длиной около 70 мкм. Они имеют отверстие – вкусовую пору, которым и открываются в полость рта. Каждая вкусовая почка содержит несколько чувствительных вкусовых клеток, окруженных опорными клетками. Слюна с растворенными в ней химическими веществами попадает во вкусовые поры и раздражает вкусовые клетки. Вкусовые клетки снабжены нервными окончаниями черепных нервов, по которым информация о вкусе пищи передается в головной мозг. В результате анализа поступившей информации в разных отделах мозга запускается сложная цепь реакций, приводящих к различной работе органов пищеварения или удалению вредных для организма веществ, попавших с пищей.

Продолжительность жизни вкусовых клеток в среднем 250 часов, через такой интервал каждая клетка сменяется молодой, движущейся к центру вкусовой почки от ее периферии. На конце вкусовой клетки, обращенном в просвет вкусовой поры, имеется 30-40 тончайших микроворсинок – считают, что именно они избирательно воспринимают те или иные химические вещества.

У разных людей вкусовая чувствительность к разным веществам существенно отличается. Порог вкусовой чувствительности может зависеть от состояния организма и существенно изменяться при беременности, голодании, различных заболеваниях. Иногда отмечается «вкусовая слепота» к тем или иным веществам. При продолжительном действии вкусовых веществ происходит снижение интенсивности вкусового ощущения (адаптация). Адаптация к сладкому и соленому развивается быстрее, чем к горькому и кислому. Вместе с тем, адаптация к горькому повышает чувствительность к кислому и соленому, а адаптация к сладкому обостряет восприятие всех других вкусовых ощущений.

В процессе эволюции вкус формировался как механизм выбора или отвергания пищи. У современного человека вкусовые ощущения комбинируются с обонятельными, тактильными и термическими, также создаваемыми пищей. Стоит заметить, что «вкус» табака, чая, вина, пряностей есть, главным образом, результат обонятельных ощущений. Это подтверждается «потерей вкуса» при насморке.

Иннервация языка

Все многообразие функций языка обеспечивается тонко устроенным нервным аппаратом. В иннервации языка участвуют 5 из 12 черепных нервов! Один из них, подъязычный нерв, руководит деятельностью всех мышц языка, а остальные проводят в головной мозг информацию от слизистой оболочки языка.

В заключение следует отметить, что состояние языка, его вид отражают состояние организма в целом. Рассматривайте свой язык чаще, и вы убедитесь в правильности такого вывода.

Ровный, беловато-розовый язык без трещин и налета свидетельствует о крепком
здоровье. «Обложенность языка», изменение его цвета и рельефа – признаки
неблагополучия в организме. Густой белый, серый или желтый налет отмечается
при заболеваниях пищеварительной системы. Красный цвет языка несет информацию
о нарушении деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем и некоторых
инфекционных заболеваниях. При пороках сердца цвет языка меняется на синюшный.
Белая горячка разрисовывает язык темными полосами, делая его «тигровым». Слабое
или, наоборот, усиленное развитие сосочков языка указывает на нарушение секреции

Автор: Ольга Гурова, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры анатомии человека РУДН

[1] У других млекопитающих число вкусовых почек значительно больше. Например, у жвачных оно достигает нескольких десятков тысяч.

Ссылка на основную публикацию
Разбили термометр в квартире что делать
«Что делать, если разбился ртутный градусник?» 1. Откройте форточку в комнате. Закройте дверь, чтобы загрязненный воздух не попадал в другие...
Пшеница для проращивания польза и вред
Пророщенная пшеница — это ценный диетический продукт, имеющий ярко выраженные лечебные свойства. Она сочетает качества сбалансированного, легко усвояемого продукта и...
Пшеничная каша аллергенная или нет
Какие крупы можно собакам, да и вообще, полезны ли они? Есть ли в каше преимущества перед сухим кормом? Какие способы...
Разбился термометр с ртутью что делать
Ртутный измеритель температуры до сих пор часто используется в быту, несмотря на множество других, более безопасных вариантов. Вот только если...
Adblock detector